Этот сайт задуман как экологический в широком смысле этого понятия. Он не только для педагогов, организаторов воспитательной работы, классных руководителей, директоров школ, он и для детей, подростков, молодежи, а также их родителей. И бабушек, и дедушек, и младших братиков, и сестричек. Он для всех. Экология для всех. Это название, посчитала я, отражает его главную цель.
Решение вопросов экологического просвещения сегодня — это не только изучение биологической науки о связях организма с окружающей средой, но и создание условий для воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО В. А. Караковский в книге «Стать человеком» пишет, что для возникновения патриотического чувства и его развития нужна известная почва в виде более простых чувств любви к своим близким. Так как существует связь патриотического чувства и патриотического поведения людей с первоначальными чувствами любви к семье, родному дому, родному городу, родной природе».
В книге писателя, нашего современника Ю. Лощица «Земля — именинница» речь идет о необходимости воспитывать в себе особое чувство — чувство обозримости родной Земли, без которого не может быть и разговора о воспитании в каждом человеке чувства личной ответственности за эту Землю, за все, что происходит на ней.
Писатель приметил, что издавна народ наш, обживая и очеловечивая родную землю, неустанно именовал землю, награждал ее просторы названиями: Галкино болото, Змеинец, Сухой вражек, Шипиха… «Какое было богатство вокруг человека, какая высокоразвитая, до деталей продуманная культура общения с землей! Сколько любви и внимания к безмолвной Матери-имениннице! Как будто особый закон руководил человеком: ничто вокруг тебя не должно остаться безымянным, пустым, дай имя реке и ручью, горе и холму, болотцу и овражку, камню и роднику, лугу и одинокому дереву на нем…
Этот «особый закон» сегодня и к нам поворачивается требовательной гранью: не дай земле стать безымянной и бесхозной, запомни, запиши, впитай в себя благодарной памятью песню земли, созданную в творческом горниле поколений. По народному поверью, есть такой летний день в году, когда земля-кормилица и впрямь бывает именинница. Плевать в этот день на землю исстари считается за грех…»
Кроме того, экологическое просвещение — это и практика выживания человечества в условиях экологического кризиса и надвигающейся экологической катастрофы окружающей среды. Не случайно, 21 век наречен Институтом европейской экологической политики «Столетьем окружающей среды».
Проблема новой экологической этики, экологического образования и просвещения признаны ЮНЕСКО глобальными. Ведь, никакие улучшения экологической ситуации не произойдут до тех пор, пока широкая масса населения планеты не будет готова отказаться от разрушительного потребительства, не захочет позаботиться о своей среде обитания, каждый гражданин о своей малой Родине и не приобретет нового экологически ориентированного мировоззрения.
Новая ситуация требует от человечества и от молодежи, в первую очередь нового самоопределения и осмысленной программы действий. Дети, подростки, молодежь России оказались сегодня в сложной ситуации, когда «выбиты» старые идеалы, а новых просто нет, поэтому они ищут выход в негативных действиях.
Все это обязывает опытных педагогов, социальных психологов, специалистов-экологов приступить к конкретным действиям по социальной реабилитации подрастающего поколения и адаптации его к качественно новым отношениям, складывающимся в обществе.
Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний о ее состоянии, выработка навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, с одной стороны; формирование чувства патриотизма, любви к природе своей Родины, сознания долга перед своим Отечеством, с другой стороны — должны стать неотъемлемыми частями общей системы воспитания, образования, просвещения всех граждан.
Юлия ГЕРЦВОЛЬФ,
председатель городской детской общественной организации
«Центр экологической инициативы»
Новосибирск.
Email cei50@yandex.ru